Мадонна в кресле


«Мадонна в кресле» (Madonna della sedia) — одна из мадонн Рафаэля, написанная около 1513—1514 годов, во время проживания художника в Риме. С давних пор выставляется в Палатинской галерее Флоренции.

На картине изображены Дева Мария, обнимающая младенца Христа, и взирающий на них с благоговением юный Иоанн Креститель. Строгой геометрической формы и линейной перспективы, свойственных ранним мадоннам флорентийского периода, «Мадонна в кресле» не имеет. Использование более тёплых красок позволяет предположить о влиянии на работу Тициана и соперника Рафаэля Себастьяно дель Пьомбо.

«Мадонну в кресле» высоко ценил Энгр, разместивший её на нескольких своих картинах — «Генрих IV принимает испанского посла», «Рафаэль и Форнарина», «Портрет месье Ривьера» и «Портрет Наполеона на императорском троне» (в ковровой вышивке у ног императора). Иоганн Цоффани также изобразил «Мадонну в кресле» среди прочих картин на полотне «Трибуна Уффици», написанном в 70-е годы XVIII века.

Лев Толстой всегда имел при себе миниатюрную, в серебряной ризе копию «Мадонны в кресле», которую ему подарила тётка при отправлении на Крымскую войну. В конце жизни писатель ставил эту работу Рафаэля выше других его мадонн. «Мадонна в кресле» приводила в восторг и Ф. М. Достоевского, видевшего её во Флоренции. А. К. Толстой описал картину в следующих строках:

Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Её земную красоту.
А Он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперёд — и ясным оком
Голгофу видит пред собой.

В 1987 г. картина была использована для оформления обложки альбома «Некрофилия» группы «Гражданская оборона».