BAR (команда «Формулы-1»)



British American Racing (BAR) — автогоночная команда, выступавшая в чемпионате мира Формула-1 с 1999 по 2005. Основана в 1998 году Крэйгом Поллоком и табачной компанией «British American Tobacco». В 2005 году выкуплена концерном «Honda» и с 2006 года выступала как заводская команда «Хонда».

Подготовка

Компания «British American Racing» была создана в 1998 году Крэйгом Поллоком, успешным предпринимателем и личным менеджером чемпиона мира Жака Вильнёва. В том же году на деньги табачного гиганта «British American Tobacco» (BAT) Поллок выкупил находившуюся на грани банкротства команду-ветеран «Тиррелл», выигравшую чемпионаты 1971 и 1973 годов. Первые тесты с чемпионом серии Формула-3000 бразильцем Рикардо Зонта были проведены на перекрашенной машине Tyrrell 026, но в дальнейшем «BAR» отказались от услуг конструкторского штаба «Тиррелл» во главе с Харви Постлтуэйтом.

С самого начала команда обнародовала амбициозные планы. Новый болид был заказан компании «Reynard», чьи машины много лет выигрывали чемпионат «Индикар». Поскольку регламент Формулы-1 предписывает командам конструировать шасси самим и запрещает использование сторонних производителей, Эдриан Рейнард был включён в состав «BAR» в качестве технического директора. Третьим соучредителем команды стал конструктор и предприниматель Рик Горн. «BAR» был оснащён популярными в то время двигателями «Supertec».

В качестве лидера команды Крэйгу удалось привлечь своего друга и клиента, чемпиона-1997 Жака Вильнёва. Вильнёв не только стал пилотом команды, но и купил пакет её акций, став совладельцем.

Чтобы сильнее привлечь титульного спонсора и владельца, «BAT», к финансированию команды, Поллок собирался покрасить две машины «BAR» в разные цвета. В итоге на презентации автомобиль Вильнёва нёс сине-жёлтые цвета «State Express 555», а Зонты — бело-красные «Lucky Strike». Однако на совете Международной автомобильной федерации руководители других команд единогласно проголосовали за правило о единой раскраске для каждой команды.

Крейг не сдался и обратился за защитой своих прав в арбитраж Международной торговой палаты. Процесс он, в итоге, проиграл, но решил судиться ещё раз, теперь уже в Еврокомиссии, на что Берни Экклстоун пригрозил Крейгу крупными штрафами и даже дисквалификацией команды на несколько этапов. Вызванный на заседание Всемирного совета Международной автомобильной федерации, Поллок благоразумно отказался от всех своих претензий, заявив, что обе машины будут окрашены одинаково, и подписал соответствующий документ. Несмотря на это, дизайнеры «BAR» нашли остроумный выход: правая половина болида была раскрашена в синий цвет, а левая — в бело-красный, между ними была нарисована застёжка-молния.

Первый сезон

Первый сезон команды оказался катастрофически нерезультативным. При том, что болиды «BAR» показывали на трассе скорость, не уступающую конкурентам из «Заубера» и «Бенеттона», ненадёжность машины была такова, что её пилоты редко доезжали до финиша. Вильнёв сошёл с трассы в первых одиннадцати гонках чемпионата подряд, установив своеобразный рекорд, и доехал до финиша всего в четырёх гран-при из шестнадцати. В Испании Вильнёв квалифицировался шестым и со старта повёл борьбу с лидерами — пилотами «Феррари» и «Макларена», но на втором пит-стопе его болид просто не смог стронуться с места из-за поломки коробки передач.

На тренировке перед домашним Гран-при Рикардо Зонта попал в аварию и получил травму ноги. Его сменил Мика Сало (который в тот же год позднее подменял травмированного Михаэля Шумахера). Но ни Вильнёв, ни Зонта, ни Сало не смогли принести команде ни единого очка. Лучшим результатом стало седьмое место Сало в Имоле, по очковой системе того времени не дававшее баллов.

Сотрудничество с Honda

2000 год команда начала с новым болидом работы Малколма Оустлера в более консервативной белой раскраске, без Горна и Рейнарда, но с новым поставщиком двигателей, которым стал концерн «Honda». Японские автопроизводители давно планировали возвращение в Формулу-1 и в начале 1999 года даже тестировали болид собственного производства с гонщиком Йосом Ферстаппеном. Однако, не удовлетворившись результатами заводской машины, руководители «Honda» выбрали более традиционный вариант — стать поставщиками двигателей.

С 1998 года в Формуле-1 уже был неофициальный представитель «Хонды» — успешно выступавшие болиды команды «Джордан», которые использовали клиентские двигатели «Мюген-Хонда». На протяжении трёх лет одинаковые моторы поставлялись обеим командам, невольно провоцируя их на взаимное соперничество за поддержку моториста, который выбирал между ними для последующего создания заводской команды.

Результаты «БАР-Хонды» стали намного стабильнее. Чемпионат 2000 года был завершён командой на пятом месте, вровень с четвёртым местом «Бенеттона» и на три очка впереди принципиальных соперников из «Джордан». В 2001 Зонту сменил ветеран Оливье Панис. Вильнёв дважды финишировал на подиуме, закончив чемпионат лучшим из не-представителей трёх команд-лидеров («Феррари», «Макларен-Mercedes», «Уильямс-BMW»), но на сей раз «Джорданы» оказались на два очка впереди.

Смена власти

По мере того, как всё большее число стран запрещали рекламу сигарет во время гонок, для «BAT» оставалось всё меньше возможности продвигать свою продукцию при помощи своей гоночной команды. В то же время, в «Хонде» начали склоняться к постоянному сотрудничеству именно с «БАР». В результате, влияние Крэйга Поллока в команде ослабло, и в 2002 году на посту директора команды его сменил раллийный экс-чемпион Дэвид Ричардс, прежде некоторое время возглавлявший «Бенеттон». С начала 2003 года «BAR» стал эксклюзивным представителем «Хонды» в Формуле-1.

Важным приобретением для команды стал англичанин Дженсон Баттон, сменивший неудачно выступавшего Паниса. В 2003 году Дженсон набрал большую часть очков команды, в то время как Вильнёв начал заметно отставать от партнёра. После ухода Поллока (который оставался его личным менеджером), связи чемпиона с командой ослабли, он продал свой пакет акций. Дэвид Ричардс был недоволен результатами канадца, зарплата которого в 10 миллионов долларов составляла значительную часть бюджета команды и не соответствовала результатам Вильнёва в 2003 году. В результате Вильнёв порвал с «БАР» ещё до конца сезона, перейдя сначала в «Рено», а затем в «Заубер». Его сменил протеже японских автопроизводителей Такума Сато.

Сезон 2004 года стал лучшим в истории команды. Дженсон Баттон регулярно финишировал на подиуме, боролся за победу в Монако и в итоговом зачёте был классифицирован третьим, сразу после непобедимых в тот год «Феррари» Шумахера и Баррикелло. Такума Сато стал вторым в истории японским гонщиком, поднявшимся на подиум, заняв третье место на Гран-при США 2004 года. В Кубке Конструкторов «BAR» завоевал серебро.

Дисквалификация

Сезон 2005 года был омрачён для команды дисквалификацией и лишением всех очков, заработанных в первых гонках чемпионата. Инженеры «БАР» своеобразно интерпретировали правило о минимальном весе болида в 605 килограммов. Они сделали машину значительно легче, добиваясь необходимой тяжести за счёт заливаемого на последнем пит-стопе большого количества топлива, которое не расходовалось к финишу и позволяло болидам проходить взвешивание без проблем. В дополнение к лишению очков, команда была вынуждена пропустить следующие два этапа из-за дисквалификации. Только стабильность Баттона в конце чемпионата, постоянно набиравшего очки и даже стартовавшего с поул-позиции, спасла сезон для команды.

Такума Сато провёл неудачный сезон: он пропустил одну гонку из-за болезни (его заменил тест-пилот Энтони Дэвидсон) и в итоге набрал всего одно очко. «Хонда» разочаровалась в своем протеже и отправила его в дочернюю команду «Супер Агури», заменив на следующий год на опытного Рубенса Баррикелло.

К этому моменту концерн «Хонда» уже обладал 45 % акций «БАР», а осенью 2005 года выкупил оставшиеся 55 %. Таким образом команда стала полностью заводской и с 2006 года носит название «Хонда».

Результаты выступлений BAR в Формуле-1