103-й ближнебомбардировочный авиационный полк


103-й ближнебомбардировочный авиационный полк — авиационная воинская часть ВВС РККА бомбардировочной авиации в Великой Отечественной войне.

Наименование полка

В различные годы своего существования полк имел наименования:

  • 103-й ближнебомбардировочный авиационный полк;
  • 103-й бомбардировочный авиационный полк;
  • 103-й штурмовой авиационный полк;
  • 103-й штурмовой авиационный Гродненский полк;
  • 103-й штурмовой авиационный Гродненский Краснознамённый полк;
  • 103-й штурмовой авиационный Гродненский Краснознамённый ордена Суворова полк.

История и боевой путь полка

Полк сформирован на базе 43-й смешанной авиабригады Харьковского военного округа 5 мая 1938 года на основании приказа командующего Харьковского военного округа в городе Харькове на самолётах Су-2. Полк получил наименование 103-й ближнебомбардировочный авиационный полк (именовался также как 103-й бомбардировочный авиационный полк) и вошел в состав 19-й легкобомбардировочной авиабригады Харьковского военного округа.

После начала войны полк 28 июня перебазировался из Харькова в район Новозыбкова. Боевую работу на фронтах Великой Отечественной войны полк начал 29 июня 1941 года в составе ВВС 21-й армии Западного фронта на самолётах Су-2 с аэродромов Новозыбков, Деменка (село в Новозыбковском районе Брянской области), Климово. Полк, имея в бовеом составе 38 самолётов Су-2, выполнял боевую задачу, нанося удары по танковым и автомобильным колоннам, живой силе и технике противника, переправам и аэродромам противника в районах Бобруйск, Жлобин, Рогачёв, Новый Быхов, Старый Быхов. В ходе боев полк потерял значительное число самолётов и 9 июля группа летчиков была направлена на завод в Харьков за новыми Су-2. После тяжелых боев полк вновь потерял значительное число машин и в начале августа 1941 года во второй раз группа летчиков получала новые самолёты в Харькове.

С 29 июня по 15 августа полк, действуя на Центральном фронте, выполнил 590 боевых вылетов, уничтожил и повредил 45 самолётов, 125 танков, 375 автомашин с грузом, 1 склад боеприпасов, 8 орудий, 1 штаб и до 5000 солдат и офицеров противника. Свои потери составили более 33 человек.

В августе 1941 года полк сдал оставшиеся самолёты другим частям и убыл с фронта на переформирование по железной дороге из Новозыбкова в Харьков, чтобы пополниться людьми и получить самолёты до штатной численности. Часть личного состава из-за бомбардировки станции Новозыбков добиралась до Харькова отдельно мелкими группами. Когда весь полк собрался в Харькове, поступил приказ, согласно которому штурманы переводились в другие бомбардировочные части, а летчики и технический состав должны были уехать в состав 1-й запасной авиабригады в Воронеж для освоения новых самолётов — штурмовиков Ил-2. В сентябре 103-й ближнебомбардировочный авиационный полк переименован в 103-й штурмовой авиаполк 2-х эскадрильного состава. На базе остального личного состава полка сформированы 504-й и 565-й штурмовые авиаполки. 25 сентября 1941 года полк убыл в составе 2-х эскадрилий на Крымский участок Закавказского фронта. Полк вошел в состав ВВС 51-й отдельной армии. Боевую работу вел с аэродромов: Кача, Ротендорф, Ново-Царицыно, действуя по живой силе и технике противника до 15 декабря 1941 года.

В составе действующей армии полк находился с 28 июня по 15 августа 1941 года.

Командиры полка

  • подполковник Мироненко Павел Иванович, 05.1938 — 14.09.1942

В составе объединений

Участие в операциях и битвах

  • Смоленское сражение:
    • Рогачёвско-Жлобинская наступательная операция — с 13 по 30 июля 1941 года.