Гущин, Вадим Витальевич

21.02.2021

Вадим Витальевич Гущин (род. 1963 году в Новосибирске; англ. Vadim Gushchin) — современный российский художник-фотограф, куратор Факультета фотографии ИГУМО (Институт Гуманитарного Образования).

Биография

Родился в 1963 году в городе Новосибирске.

Известен прежде всего, своими работами, выполненными в жанре пост-концептуального натюрморта.

В 1986 закончил Московский энергетический институт, по распределению был направлен в вооруженные силы. Служил авиационным техником самолёта МиГ-21 в звании лейтенанта с 1986 по 1988 год. Первые художественные опыты в фотографии относятся к периоду военной службы. В 1988 году вернулся в Москву и посвятил себя фотографической деятельности как свободный художник-фотограф.[3]

В 1988 −1989 гг. состоял в московском фотоклубе «Новатор», где прошел хорошую школу съемки моноклем под руководством фотохудожника Анатолия Ворона. http://www.photoart.ru/photoart/vip/voron/voron.html

В 1990—1991 гг. окончил курс современной фотографии в «Свободной Академии» при ЗНУИ (Заочный Народный Университет Искусств), основанной Ильей Пигановым и Леонидом Огаревым, где прослушал полный курс лекций и познакомился с Александром Слюсаревым, Владимиром Куприяновым, Андреем Безукладниковым и другими ведущими художниками-фотографами того времени.

Работал фотографом в театре, занимался архитектурной съемкой, снимал портреты художников для журналов по искусству. Занимался прикладной съемкой живописи и графики.

С конца девяностых годов сотрудничал с историком фотографии Валерием Тимофеевичем Стигнеевым, в соавторстве с которым было реализовано несколько документально-концептуальных фото-проектов.

Искусствоведы делят творчество Вадима Гущина на несколько этапов:

В девяностые годы его работы, начиная с серии «Страницы армейского дневника», опубликованной в журнале «Советское фото» в апреле 1991 года, продолжают концептуальную традицию и являют собой монтаж с использованием текста. Кроме того, Гущин создает серии псевдо-барочных натюрмортов, нагружая их или ироничным смыслом, или трансформируя сюжеты цифрами, номерами, подписями, пост-модернистски обыгрывая сложившиеся клише в восприятии жанра натюрморт в изобразительном искусстве. Итогом этого периода можно считать выставку «Мои Вещи» в Музее Фотографии в Брауншвейге, Германия в марте 1999 года, которую сопровождал каталог с основными сериями работ Вадима Гущина. ISBN3-922618-17-0

Начиная с 2000 года Гущин снимает черно-белые типологические серии, состоящие из минималистских композиций, используя форматную камеру. Объектами его внимания становятся предметы из повседневного окружения, которые фотография преображает в архетипы. Так появляются серии «Гипс» 2001, «Хлеб» 2004, «Бумага» 2004, «Гардероб» 2006 и другие. Стилистически Гущин использует прямой метод предметной съемки с нижней точки, создавая образные портреты вещей, подчеркивающие уникальность каждого предмета, порой даже самого незначительного. Итогом этого периода можно считать Выставку в Музее Истории Фотографии, в Санкт-Петербурге в апреле 2009 года и монографию «Фотографии. Вадим Гущин», выпущенную в 2008 году в московском издательстве «Художник и книга».

В 2010 году Вадим Гущин начинает работать с цветом и переходит на цифровую съемку, продолжая супрематическую и геометрическую традицию русского и советского искусства ХХ-го века. Большое внимание в своей работе уделяет книге, как сакральному объекту.

С 2005 по 2016 год тесно сотрудничал в качестве фотографа с художником Владимиром Немухиным (1924—2016), общение с которым оказало существенное влияние на цветное творчество Гущина.

В 1992 году был принят в Союз фотохудожников России, билет № 459, почётный член Союза.

Преподает фото-мастерство с 2001 года.

«Вадим Гущин является одним из ярчайших представителей современной арт-фотографии, он хорошо известен в России и за рубежом своими минималистическими опытами фотофиксации предметов. Гущин по своему интерпретирует традицию европейского натюрморта, желая постичь суть предмета через его чистое фотографическое изображение.»

— Ольга Аверьянова, кандидат искусствоведения, заведующий отделом искусства фотографии ГМИИ им. Пушкина

«Вадим Гущин балансирует на тонкой грани предметное — беспредметное. Мир идей — это мир Малевича. Пространство предметов — это пространство потребления. Помещая предметы из супермаркета в космос Малевича, Гущин возвращает их туда, откуда они когда-то вышли. В изначальную пустоту. В пространство чистых идей».

«Это изображение, которое не принуждает нас к чему-то, оно не подавляет нас множеством деталей, но ты видишь какую-то очень маленькую вещь, и эта маленькая вещь способна подключить в тебе очень большие объёмы памяти. То есть это фотографии, которые работают с той культурной памятью, которая свернута в нас, с тем временем, которое свернуто в нас самих».

— Михаил Сидлин, искусствовед

«Говоря о фотографиях Вадима Гущина, независимо от того, какие из его серий становятся предметом разговора, мы оказываемся в ситуации наднациональной традиции фотографии. Подобно тому, как разговор о существовании национальных школ философии в меньшей степени объективен, нежели разговор о школах, построенный на принадлежности их к той или иной философской концепции бытия, так и фотография Гущина принадлежит к истинно естессственно-фотографической школе, корни которой невозможно найти внутри эстетических и исторических концепций национальных фотографических школ».

— Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения

Российский арт-фотограф Вадим Гущин, сочетающий в себе минималистскую, концептуалистскую и абстрактную стратегии, также вплетен в два важнейших аспекта русского искусства, неотделимых от национальной идентичности и истории. Он фотографирует самые обыденные предметы из своей (и нашей) повседневной жизни, каждый в серии: книги, конверты, таблетки, пакеты, хлеб. Фотографы от Стивена Шора до Габриэля Ороско также фотографировали наименее впечатляющие элементы в наших домах— тарелку, ведро, коврик для стола,— но Гущину удается транспонировать глобально узнаваемые, несущественные, одноразовые фрагменты жизни в первозданные артефакты искусства, прекрасные в своем совершенстве, что предлагают увидеть его работы.

Вики Голдберг, «Aperture blog» NYC

http://www.aperture.org/blog/more-russian-photographs/



Говоря об отчужденности предмета от человека в натюрмортах Гущина, нельзя не отметить и отчужденности пространства, в котором располагаются предметы. Если голландский натюрморт ближайшим образом был соотнесен с бытовым жанром, и соответственно пространственными зонами его размещения был дом, интерьер, среда обитания, то в натюрмортах Гущина пространство абстрактно, стерилизовано, нет ни одного намека на присутствие человека. Предметы будто заколдованы в этом бездушном пространстве. Так художник проводит идею разорванности смысла и вещи, противопоставленности человека его собственному окружению — а это проблемы, стоящие перед каждым из нас.

— Лариса Кашук, кандидат искусствоведенияhttps://www.ais-aica.ru/2011-01-23-07-11-18/2011-01-31-18-54-08/2011-02-07-05-19-33/1578-2011-03-02-18-02-03.html


Фотографические натюрморты Вадима Гущина — одновременно элегантные, простые и чистые и все же удивительно притягивающие взгляд и запоминающиеся, созвучны супрематизму, русскому художественному течению, упростившему визуальное впечатление до абстракции и плоских геометрических форм. Минималистские композиции Гущина и искусное освещение преображают эти книги, стол и окружающее пространство в массивы цвета, которые неким образом наделяют эти скромные объекты несказанно высоким смыслом и эмоциональным резонансом.

- Александр Стрекер и Джим Каспер https://www.lensculture.com/articles/vadim-gushchin-cultural-treasures

Вадим Гущин живёт и работает в Москве.

В выставках участвует с 1991 года, первая персональная выставка состоялась в 1995 году. Имеет более 40 персональных выставок. B том числе:

  • Выставка «Meine Dinge» (Мои вещи) в Музее фотографии, Брауншвейг, Германия, 1999.
  • Выставка в галерее «РОСИЗО», Москва, 1999.
  • «Personalismus des Dinges» (Персонализм предмета), выставочный зал «Культурный вокзал Эллер», Дюссельдорф, Германия 2004.
  • Персональная выставка «Дерево и Хлеб» на Международном фестивале фотографии FotoFest в Хьюстоне, США, 2006.
  • «Хлеб», Музей Йохана Ларсена, Оденсе, Дания, 2006.
  • Выставка в Музее Истории Фотографии, Санкт-Петербург, 2009.
  • «Эстетика статики» Александр Гринберг/Вадим Гущин в галерее «Viktor Grray», Дюссельдорф, Германия, 2010.
  • «Инвентаризация одной частной библиотеки», Blue Sky Gallery, Орегонский Центр Фотографических Искусств, Портланд, Орегон, США, 2013.
  • «Вещь. Функция. Облик.» Центр Фотографии им. Братьев Люмьер, Москва, 2013.
  • «Пройденное», Месяц Фотографии, Братислава, Словакия, 2013.
  • «Культурные ценности», на международном фестивале фотографии «Lianzhou Foto 2014», Лианчжоу, Китай, 2014.
  • «Интерпретация предмета» на 7-м международном фестивале фотографии «PhotoVisa», Краснодар, Россия. 2015
  • «Из частной библиотеки» Центр Фотографии им. Братьев Люмьер, Москва, 2018—2019. https://rosphoto.com/events/iz_chastnoy_biblioteki-7018 https://www.colta.ru/articles/art/20141-piktorializm-byl-detskoy-boleznyu http://www.lumiere.ru/exhibitions/archive/id-244/
  • Выставка в галерее PDNB, Даллас, Техас, США, 2019 https://www.facebook.com/PDNBGallery/posts/10156846827722858?comment_id=10156854689087858

Так же участвовал более чем в 60 групповых выставок в галереях и музеях России и за её пределами.

Его произведения были представлены в рамках интернациональных и российских групповых проектов, среди которых:

  • «A la recherche du pere» (В поисках отца) 1993—94, Париж.
  • «Neue Fotokunst aus Russland» (Новое фотоискусство из России) 1994—95, тур по 5 городам Германии.
  • «Aufbruch. Neue russische Fotografie» (Прорыв. Новая русская фотография) 1998, Леверкузен, Германия.
  • «Idea Photographic after Modernism» (Идея фотографического после модернизма) 2002, Санта-Фе, США.
  • Триеннале фотографии в Оденсе, Дания, 2006.
  • «In Box of Dreams» (Выставка современной русской фотографии) Интернациональный фотофестиваль в Пиньяо, Китай, 2009.
  • «День открытых дверей», Московский Музей Современного Искусства, Москва, 2010.
  • «Leben elementar» (Элементарная жизнь), Трир, Германия, 2010.
  • «Contamporary Russian Photography» (Современная русская фотография), Биеннале FotoFest, Хьюстон, США, 2012.
  • «Музей. Взгляд фотографа», Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина, Москва, 2012.
  • «Contemporary Russian Photography: From Mystery to Poetry and Back», (Современная русская фотография: от тайны к поэзии и обратно) 5 фестиваль Seoul PHOTO 2013, Сеул, Корея, 2013.
  • «Tarantel 2», Kuenstlerhaus Bethanien, Берлин, Германия, 2013
  • «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского Музея», Русский Музей, Санкт-Петербург. 2013—2014.
  • «Neue Russische Avangarde. Kunst als Bruecke zwieschen Ost und West.» (Новый русский авангард. Искусство как мост между Востоком и Западом.) галерея Kellermann, Дюссельдорф, Германия. 2015
  • «Советское Фото», Центр фотографии им. Братьев Люмьер, Москва. 2015
  • «Russian House» (Русский Дом), Schilt Publisching Gallery, Амстердам, Голландия. 2015
  • «Новые поступления 1994—2014», Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург. 2015
  • «После Гламура», Выставка современного российского искусства, KIT, Дюссельдорф, Германия. 2016 http://www.fine-european-arts.com/docs/PRESENTATION-nach-glamour-after-glamour.pdf
  • «Натюрморт в фотографии» Государственный Русский Музей Санкт-Петербург. 2018 http://www.rusmuseum.ru/stroganov-palace/exhibitions/still-life-in-photography/#rmPhoto%5Bgallery7972%5D/1/

В 2007 году получил Гран-При конкурса Московского Дома фотографии «Серебряная Камера» в категории «Архитектура».

Работы находятся в коллекциях

  • Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.
  • Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.
  • Музей Московский Дом фотографии, Москва.
  • Государственный Центр современного искусства, Москва.
  • Музей Москвы, Москва.
  • Центр фотографии им. Братьев Люмьер, Москва. http://www.lumiere.ru/
  • Московский музей современного искусства, Москва.
  • Музей фотографических коллекций, Москва.
  • Музей Российской Фотографии, Коломна.http://mrf.museumart.ru/
  • Государственный Русский Музей фотографии, Нижний Новгород. http://www.fotomuseum.nnov.ru/
  • Собрание Союза фотохудожников России, Москва.
  • Сургутский Художественный Музей, Сургут.
  • Museum fuer Fotografie, Braunschweig, Germany.
  • Museet for Fotokunst, Odense, Denmark.
  • Museum of Fine Art, Santa Fe, New Mexico, USA.
  • Museum of Fine Art, Houston, Texas, USA.
  • Santa Barbara Museum of Art, Santa Barbara, California, USA.
  • Museum Albertina, Vienna, Austria.
  • Museu de Arte Moderna, Rio de Janeiro, Brazil.
  • «Boghossian Foundation», Brussels, Belgium.
  • Spallart Collection, Salzburg, Austria. https://www.sammlung-spallart.at/en/

Частные собрания, Россия, Германия, Франция, Италия, Бразилия, Великобритания, США, Бельгия, Южная Корея.

Книги и каталоги (выборочно)

  • «Photovisa. Язык памяти 15.10 — 15.11.2015. VII международный фестиваль фотографии в Краснодарском крае.»
  • «Staging Encounters» Lianzhou Fotofestival, 2014.
  • Монография «Everyday Objects/Cultural Treasures», Schilt Publishing, Amsterdam, 2013.
  • «Contemporary Russian Photography». FOTOFEST 2012, Houston, 2012.
  • Валерий Стигнеев «Популярная эстетика фотографии», Москва, 2011.
  • «День открытых дверей» Российское искусство 1989—2009 годов из коллекции Московского музея современного искусства, Москва, 2010.
  • Монография «Фотографии. Вадим Гущин», Москва, Издательство «Художник и книга», 2008.
  • «FOTOFEST 2006», Houston, 2006.
  • «Odense Foto Triennale 2006», Odense, 2006.
  • «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней», Москва, 2006.
  • Валерий Стигнеев «Век фотографии. 1894—1994», Москва, 2005.
  • «Idea Photographic after Modernism», Santa Fe, 2002.
  • Wadim Gutschtschin «Meine Dinge», Braunschweig, 1999.
  • «Aufbruch. Die neue russische Fotografie», Kоеln, 1998.
  • «A la recherche du pere», Paris, 1994.

Интернет-выставки

  • «Cultureal Treasures» 2014.
  • «Книги и прочее» 2012.
  • «Атрибуты духовности и искусства» 2002.

Фильмы и интервью

  • Интервью в журнале COLTA, декабрь 2018. https://colta.ru/articles/art/20141-piktorializm-byl-detskoy-boleznyu
  • Интервью в журнале ART УЗЕЛ, декабрь 2018. http://artuzel.com/content/vadim-gushchin-po-otzyvam-inostrannyh-kolleg-mne-udaetsya-sdelat-izobrazhenie-uznavaemo
  • Репортаж о выставке в Центре фотографии им. братьев Люмьер 13.11.2018. https://www.youtube.com/watch?v=RhSMjQjWE-Q
  • Интервью в журнале «Bleek-Magazine», октябрь 2014.
  • Интервью в программе «Кроп-фактор» телеканала «Вечерняя Москва», июнь 2013.
  • Фильм «Вадим Гущин — натюрморт» снятый к открытию персональной выставки в московской галерее «Глаз», ноябрь, 2011.
  • Фильм «Вадим Гущин», из цикла «Светопись», 2007.
  • Фильм, снятый к презентации книги «Вадим Гущин. Фотографии», июнь 2008.