Формула-1 в сезоне 1982


Сезон Формулы-1 1982 года — 33-й чемпионат мира по автогонкам в классе Формула-1, проводившийся FIA. Чемпионат прошёл с 23 января по 25 сентября и состоял из 16 этапов.

Общие сведения о регламенте чемпионата

Зачет пилотов

Очки зарабатывали первые шесть лучших пилотов гонки, которые получали 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков соответственно. В личном зачёте пилотов учитываются результаты 11 лучших гонок.

Кубок конструкторов

Конструкторы получали по 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков в зависимости от результатов гонки. При подсчёте очков учитывались результаты всех гонок.

События чемпионата

Сезон, который обещал стать одним из самых интересных, на деле оказался обведён чёрной траурной рамкой. Весной Формулу 1 буквально взорвала трагическая гибель Жиля Вильнёва на бельгийском этапе, а на Гран-при Канады от полученных травм в результате аварии на старте погиб Рикардо Палетти. В Хоккенхайме Дидье Пирони едва не погиб в ситуации, очень похожей на аварию Вильнёва. Переломы обеих ног поставили крест на его гоночной карьере.

Этот год часто вспоминают любители статистики Ф1 – когда ещё в течение года побед добивались 11 пилотов из семи команд (а на подиуме побывали 18 человек из девяти «конюшен»!), гонки выигрывались с 17-го места, а чемпион лишь раз за сезон побывал на вершине пьедестала? Применение дозаправок; возвращение Ники Лауды, мгновенно устроившего забастовку пилотов; победа с преимуществом в 0,05 секунды; три болида пересекших линию финиша из двадцати стартовавших; действующий чемпион мира, не прошедший квалификацию на одном этапе и выигравший следующий; новый победитель первенства, не набравший за предыдущий сезон ни одного очка — это только некоторые штрихи удивительного сезона 1982 года в Формуле 1.

Подписав Договор согласия, FISA и FOCA закопали топор войны. Но закопали неглубоко, так как главная причина раздора – несопоставимая мощность турбомоторов и 15-летнего Ford Cosworth DFV – по прежнему вносила дисбаланс в отношения обитателей паддока. Уже на первом этапе нового сезона 590-сильные Renault RE30B принесли победу Алену Просту и подиум Рене Арну. Британские частники вынуждены были искать выход, и после тщательного изучения правил им удалось отыскать одну лазейку. «Машина должна проходить взвешивание с заправленными эксплуатационными ёмкостями», - гласила выдержка из кодекса гоночных законов. И вот уже на многие машины стали монтировать специальные баки «для охлаждения тормозов». Для предгоночного взвешивания их до отказа заполняют водой, уже на первых кругах ёмкости мгновенно пустеют, а после финиша механики у всех на глазах пополняют баки, не нарушая ни единой буквы правил. Разумеется, соперники негодовали, и после этапа в Бразилии команда Renault оспорила результаты Нельсона Пике, который первым получил на своём Brabham BT49D отмашку клетчатого флага, а также новобранца Williams Кеке Росберга, занявшего второе место. Пока готовилось судебное разбирательство, успел состояться этап в американском Лонг-Биче, где своё умение читать документы продемонстрировали представители Ferrari. Жиль Вильнёв финишировал третьим на машине, имеющей два задних антикрыла – одно было смещено сильно вправо, а другое – влево. Размеры этого элемента строго оговорены, но где написано, что крыло должно быть одно? Одним словом, в воздухе снова запахло грозой, и когда судом FIA был вынесен вердикт об аннулировании результатов Пике и Росберга, грянула буря, остановить которую не смогла даже последующая дисквалификация Вильнёва. Члены FOCA наотрез отказались ехать на четвёртый этап сезона в Имолу на Большой Приз Сан-Марино. По договору согласия Берни Экклстоун должен был гарантировать участие на каждом этапе минимум 26 машин. Иначе ему грозили денежные санкции, а если число автомобилей, готовых выехать на стартовое поле, не составляло половину от указанного числа – то есть 13 – или меньше, то гонка считалась несостоявшейся. Таким образом, забастовщикам из FOCA для успешной реализации своего замысла нужно было, чтоб в Имолу приехали не больше шести команд и поначалу на этап собирались всего пять конюшен. Но в последний момент конструкторов подвёл тот, от кого никто не ждал такого шага. Команда Кена Тиррела из-за хронической нехватки денег сползала все ниже в итоговых протоколах. Уже даже не победы, а подиумы её пилотов стали огромной редкостью. И тут лесоторговцу повезло – компания Candy согласилась поддержать Tyrrell спонсорским бюджетом. Кену некуда было деваться, и грузовики его команды тронулись на юг, а Экклстоун избежал потери крупной суммы денег.

Обзор чемпионата

Кубок конструкторов

Личный зачет