Мозгобойня

21.02.2021

«Мозгобойня» — паб-квиз в 276 городах 17 стран мира. Проект был основан в Минске 25 апреля 2012 года Екатериной Максимовой и Александром Ханиным. Первая игра по франчайзингу состоялась в октябре 2014 года в Витебске. В 2016 году количество участников игры в Минске было свыше 3000 человек. В 2020 году Мозгобойня заняла 28 место в рейтинге «30 самых выгодных франшиз 2020» среди российских компаний по версии Forbes.ru.

Формат

Игра состоит из 49 вопросов, разделённых на 7 туров.

1, 4 и 6 — как правило текстовые туры, в которых надо угадать термин, дополнить цитату или факт, догадаться, о каком событии, явлении идет речь, отгадать слово и т. п.

2 — тур, в котором требуется угадать о каком предмете, событии и пр. идёт речь по трём фактам о нем. Ранее это был новостной тур по событиям в мире, произошедшим на днях.

3 — музыкальный тур, в котором по звучащему фрагменту нужно отгадать исполнителя, группу или композитора, фильм, фамилию говорящего и проч.

5 — тур картинок, в котором нужно отгадать кадр или изображение, догадаться, кто или что на фотографии.

Вопросы первых шести туров показываются на экранах примерно минуту и зачитываются ведущим. После озвучивания всех семи вопросов каждого тура они читаются повторно и запускается обратный 100-секундный отсчёт, по истечении которого листочек с ответами сдаётся.

7 — тур-блиц. Семь вопросов различных жанров появляются на экране на 15 секунд и зачитываются. Вопросы не остаются на экране и не повторяются. На обдумывание и запись на листочек даётся ещё 50 секунд. Команда сама решает, какой стоимости будет каждый ответ тура: отметка напротив ответа означает его оценивание по системе +2/-2 (правильный/неправильный), отсутствие отметки означает традиционное оценивание (1/0). Таким образом максимум в блице +14 очков, минимум −14. Продолжительность игры: около 2 часов 15 минут.

Победителем «Мозгобойни» становится команда, взявшая наибольшее количество баллов по результатам всей игры. В случаях, когда две и более команд набрали одинаковое количество баллов, выше в турнирной таблице оказывается команда, набравшая в последнем туре больше баллов. Если же и в данном случае результаты идентичные, то сравниваются баллы, набранные в предыдущих турах (сначала в 6-ом, потом в 5-ом и так далее). Команда-победитель в качестве приза получает полуторалитровую бутылку игристого вина.

Некоторые игры в Минске с 2014 года проводятся в формате летнего пикника, Белой МозгоБойни (в самую короткую ночь лета в белых одеждах) или в формате вечеринок с приглашением музыкантов. В 2016 году пикники Мозгобойни впервые прошли в Бресте, Гродно и Гомеле.

Франчайзинг

Сначала игра появилась в Витебске и Бобруйске. Затем в других крупных городах Белоруссии — Бресте, Гомеле, Гродно, Могилёве. Позже в других городах — Барановичах, Борисове, Лиде, Мозыре, Молодечно, Орше, Пинске, Солигорске.

С 2016 года по декабрь 2018 года соучредителями проекта были российские партнёры в лице Семёна Черноножкина и Юлии Родионовой.

«Мозгобойня» по франчайзингу проходит в более 200 городах Белоруссии, России, Украины, Латвии, Польши, Германии, Финляндии, США, Канады и Израиля, Узбекистана, Казахстана, Испании.

Франшиза Мозгобойни стоит от 500 до 10 000 евро в зависимости от величины города, на который покупается франшиза.

Критика

В 2015 году Павел Свердлов, обладатель Хрустальной совы украинской версии «Что? Где? Когда?», назвал «Мозгобойню» игрой низкого уровня из-за отсутствия в ней требований к качеству вопросов.