Красногорский гидроузел

21.02.2021

Красногорский гидроузел — строящийся гидроузел на реке Иртыш в 1813 километрах от устья. Расположен в районе села Красная Горка, Омский район Омской области. Гидроузел предназначен для регулирования уровня воды в реке Иртыш в черте города Омска и решения ожидаемой в будущем проблемы нехватки воды. Планировалось, что его строительство будет завершено к 300-летию Омска в августе 2016 года, однако на это в регионе нет денег.

Экология

Причинами строительства гидроузла назывались решение проблемы недостатка водных ресурсов в черте Омска, а также улучшение санитарного и экологического состояния реки.

В то же время есть угроза того, что введение плотины в эксплуатацию может привести к экологической катастрофе. В зоне наибольшего затопления могут оказываться несколько экологически опасных объектов: пруды-шламоотстойники Омского нефтезавода, озеро кислого гудрона, городская свалка, закрытая, но продолжающая пополняться. Результаты экологической экспертизы проекта Красногорского гидроузла скрыты. Плотность грунта в выбранном для строительства плотины месте низкая. Падающий поток воды за несколько лет деформирует дно и берег реки, так что расположенная на самом краю правого берега действующая нефтебаза окажется в Иртыше. Чуть дальше по течению реки находятся золоотвалы ТЭЦ-4. При деформации берега вода также будет сносить их содержимое в русло. В дальнейшем это повредит и другим предприятиям и населённым пунктам. Чтобы этого не произошло, требуется ещё дополнительных 500 млн рублей на укрепление правого берега Иртыша ниже плотины.

Кроме того, после возведения гидроузла могут быть затопленными тысячи дачных участков. Подъём воды в Иртыше на 1,5-2 метра создаст подпор в устье Оми. Это может привести к остановке течения маленькой реки, как это было в 1967 году, когда она за несколько часов превратилась в вонючее болото и возникла угроза экологического бедствия. Также при таком подъёме воды будут затоплены скотомогильники в низкой пойме Иртыша. Гидроузел может замедлить и без того не быстрое течение Иртыша (с 0,5-0,7 м/с до 0,12-0,15 м/с), в результате чего он зацветёт.

Технические характеристики

Генеральным проектировщиком выступает проектный институт «Мособлгидропроект». Заказчик — Правительство Омской области в лице Дирекции по строительству объектов гидроузла. Генеральный подрядчик — ООО «НПО Мостовик».

Планируется, что в состав гидроузла войдут 2 бетонные водосливные плотины, 3 земляные плотины и судоходный шлюз. Водосброс будет осуществляться при помощи системы гидравлических затворов. Проект предусматривает также устройства для пропуска льда и 2 рыбопропускных сооружения. При этом в гидроузле не будет автодороги через плотину, а также энергоблоков, поскольку из-за низкого напора воды в реке строительство гидроэлектростанции неэффективно.

История

Вопрос о строительстве был поднят Леонидом Полежаевым, губернатором Омской области, в 2007 году. В 2008 году завершена разработка бизнес-плана строительства гидроузла, проект включен в план мероприятий по подготовке к 300-летнему юбилею Омска, утверждённый Правительством РФ. В марте 2011 года на открытом электронном аукционе на строительство заявилось только НПО «Мостовик», которое и стало победителем. Причём планировалось, что строительство будет завершено до 2014 года.

Строительство началось 19 мая 2011 года.

На конец марта 2016 года на гидроузле велись работы, однако неэффективно. Участок, важный для прохода судов, подмыт и находится в плохом состоянии. Также нестабильны поставки электроэнергии, идущие от обанкротившегося НПО «Мостовик». Подобная ситуация может привести к разрушению гидроузла водой. На строительстве объекта было освоено 5,5 млрд рублей, при этом его готовность оценивается по-разному: от 30 % представителем Общероссийского народного фронта Вячеславом Васильевым до 70 % министром промышленности Омской области Виктором Беловым. Тем не менее достройка гидроузла требует значительных средств, которых у региона нет, и Вячеслав Васильев выдвинул предложение закончить первый блок левобережной плотины и шлюза, после чего законсервировать проект. Судьба Красногорского гидроузла сравнивается им с судьбой Омского метрополитена.