Ананиашвили, Нина Гедевановна

21.02.2021

Нина Гедевановна Ананиашвили (груз. ნინო ანანიაშვილი, род. 19 марта 1963, Тбилиси) — советская грузинская балерина, народная артистка Грузинской ССР (1989), народная артистка России (1995).

Биография

Нина Ананиашвили родилась 19 марта 1963 года в г. Тбилиси, Грузия. В возрасте 10 лет стала победительницей чемпионата по фигурному катанию, до поступления в Тбилисское хореографическое училище. Она продолжила обучение в Московском хореографическом училище под руководством известного педагога Н. В. Золотовой. Она была отмечена американскими критиками как «бесспорная суперзвезда классического балета».

Нина Ананиашвили имеет четыре высочайшие награды международных балетных конкурсов:

  • Золотая медаль 10-го балетного конкурса в Варне (Болгария), 1980;
  • Золотая медаль 4-го Московского балетного конкурса, 1981;
  • Золотая медаль 5-го Московского балетного конкурса, 1985;
  • Гран-при 3-го Международного балетного конкурса, Джексон, США, 1986.

В 1981 году Нина Ананиашвили была принята в труппу Большого театра. Все эти годы она занималась под руководством таких легендарных балерин, как Раиса Стручкова и Марина Семёнова, работая над партиями Сванильды в «Коппелии», Одетты-Одилии в «Лебедином озере» (которые она исполнила, являясь балериной Большого театра, на гастролях в Гамбурге, в возрасте 17 лет, спектакль сопровождался 30-минутной овацией). Другие партии: Аврора в «Спящей красавице», Жизель, Джульетта в «Ромео и Джульетте» (постановки Л. Лавровского и Ю. Григоровича), Раймонда, Китри в «Дон Кихоте»; Медора в «Корсаре»; Мари в «Щелкунчике» (постановка Ю. Григоровича), Никия в «Баядерке»; заглавная партия в «Сильфиде» и Элеонора в «Ярмарке в Брюгге» А. Бурнонвиля; Рита в «Золотом веке»; ведущие партии в «Пахите», «Па-де-катр», «Видение Розы», и др. Главная партия в постановке Большого театра оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова была поставлена специально на неё.

Великолепная техника, отточенный и утонченный стиль, плавные движения и редкий драматический талант Ананиашвили быстро превратили её в самую востребованную балерину наших дней.

Уникальное место, которое Нина Ананиашвили занимает в балетном мире, дали ей возможность расширить её художественное восприятие через исполнение западной хореографии с почти всеми величайшими труппами Европы и Северной Америки. Нина Ананиашвили была первой русской балериной, которая с успехом, отмеченным прессой и критиками, выступила в балетах «Вариации из Раймонды», «Аполлон», «Симфония До мажор» во время её исторического ангажемента с Нью-Йорк Сити балетом. Нина Ананиашвили часто выступала с лондонским Королевским балетом, где с 1990 года она исполнила партии принцессы Розы в балете К. Макмиллана «Принц Пагод», Лизы в балете «Тщетная предосторожность», главные партии в «Ромео и Джульетте» К. Макмиллана, «Золушка» Ф. Аштона и «Жар-птице» М. Фокина, Фею Драже в «Щелкунчике» П. Райта и другие. Английские критики отмечали, что она была «просто великолепна». Нина Ананиашвили была первой русской балериной, приглашённой Датским Королевским балетом в Копенгаген танцевать в балетах А. Бурнонвиля: главную партию в балете «Сильфида» на музыку Х. С. Лёвенскьольда, Терезину в балете «Неаполь, или Рыбак и его невеста», па-де-де в балете «Фестиваль цветов в Джензано» и другие балеты. Нина Ананиашвили танцевала с Мариинским балетом, где она выступила в премьере возобновлённой легендарной постановки «Ромео и Джульетты» Л. Лавровского, а также в «Дон Кихоте», «Лебедином озере» и «Спящей красавице».

С 1992 года Нина Ананиашвили является солисткой Американского театра балета, выступая в спектаклях «Лебединое озеро», «Сильфида», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка» (версия Н. Макаровой), «Ромео и Джульетта» и «Манон» К. Макмиллана, «Весёлая вдова» Р. Хайнда, «Золушке» Б. Стивенсона. Нина Ананиашвили выступала в качестве приглашенной солистки в Шведском Королевском балете, Норвежском Национальном балете, Национальном балете Португалии, Национальном балете Финляндии, Баварском национальном балете, Гранд-балете Монте-Карло, Бирмингемском национальном балете, Бостонском балете, Токио балете и других. Вместе со своими друзьями — лучшими танцовщиками из ведущих трупп мира — она создала группу, которая гастролировала с огромным успехом в Москве, Петербурге, Дании, США, Норвегии, Китае, Франции. Нина Ананиашвили — народная артистка России и Грузии. Она стала первой балериной, награждённой Российской Национальной премией «Триумф» за выдающиеся заслуги в области искусства хореографии, а также Государственной премией Грузии за выдающийся вклад в грузинскую культуру.

В 2004 году стала художественным руководителем Грузинского театра оперы и балета им. З. П. Палиашвили. В 2013 году была членом жюри балетного конкурса «Приз Лозанны».

Семья

В 1988 году вышла замуж за дипломата Министерства иностранных дел СССР Григола Вашадзе (в 2008—2012 годах он был министром иностранных дел Грузии). В феврале 2006 года у них родилась дочь Елена. В том же году Нина стала крёстной матерью сына Михаила Саакашвили.

Награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (3 ноября 1986)
  • Народная артистка Грузинской ССР (1989)
  • Народная артистка Российской Федерации (17 марта 1995) — за большие заслуги в области искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 марта 2001) — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства
  • Орден Чести (Грузия, 22 января 2003 год)
  • Президентский орден Сияние (Грузия, 26 мая 2010 год)
  • Командор ордена Звезды Италии (Италия, 12 октября 2010 года)

Фильмография

Видеозаписи балетных спектаклей и концертов Спектакли
  • 1992 г. — опера-балет «Млада» Н. А. Римского-Корсакова, спектакль Большого театра — Тень княжны Млады
  • 20 сентября 1992 г. — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Г. Ледях, Т. Варламовой, Н. Азарин-Мессерер, спектакль Пермского театра — Китри (Базиль — Алексей Фадеечев (Большой театр), запись произведена на гастролях в Японии)
  • 11 октября 1992 г. — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, редакция Н. Боярчикова, спектакль Пермского театра — Одетта-Одиллия (Принц Зигфрид — Алексей Фадеечев (Большой театр), запись произведена на гастролях в Японии)
  • 1997 г. — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, редакция В. Васильева, спектакль Большого театра — Жизель (Граф Альберт — Сергей Филин)
  • 2000 г. — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, спектакль Большого театра — Китри (Базиль — Андрей Уваров)
  • 2003 г. — «Жар-птица» И. Стравинского, хореография М. Фокина (Жар-птица, Иван-царевич — Андрис Лиепа)
Концерты (сборники)
  • 1993 г. — «Звёзды русского балета» (Essential Ballet. Stars Of Russian Ballet.) — адажио из III акта балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского (партнёр — Алексей Фадеечев) и па-де-де из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса (партнёр — Кадер Беларби)
  • 1993 г. — «Нина Ананиашвили и звёзды мирового балета», ч. 3 (Nina Ananiashvili And International Star, P. 3) — «Па-де-катр» Ц. Пуни, хореография А. Долина (исполнители: Нина Ананиашвили, Татьяна Терехова, Дарси Кистлер, Роз Гад), па-де-де из I акта балета «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (партнёр — Алексей Фадеечев).
  • 1993 г. — «Нина Ананиашвили и звёзды мирового балета», ч. 4 (Nina Ananiashvili And International Star, P. 4) — гран-дивертисмент из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа (исполнители: Нина Ананиашвили, Алексей Фадеечев, Татьяна Терехова, Элизабет Платель, Николя Ле Риш).
Документальное кино
  • 1989 — «Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа - "Такой короткий век..."» — 1989 г., 57 мин., режиссёры Н. Воронова, С. Вышегородцев
  • 1989 — «To the Limit» — документальный фильм от IMAX, 1989 г., 35 мин., режиссёры Майк Гувер (en), Грег МакГилливрей (en) и Дерек Гарт.
  • 2003 — «День до спектакля» — документальный фильм, 2003 г., 39 мин., режиссёр Никита Тихонов
  • 2008 — «Виват, Нина, виват!» — документальный фильм, 2008 г., 39 мин., режиссёр Никита Тихонов