Арчинцы


Арчинцы (самоназвание — аршишттиб) — народ,, один из народов лезгинской группы, субэтнос аварцев. Коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар, в сёлах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района. Численность в России, в соответствии с переписью 2010 года, — 12 человек. Верующие — мусульмане-сунниты.

Арчинцы, как и другие народности лезгинской группы, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказской Албании, и были известны под общим именем «леков», «албанцев».


Географически арчинские сёла расположены в пределах Чародинского района где проживают аварцы,но ни этнически, ни лингвистически арчинцы не имеют к аварцам никакого отношения. Социальные связи с аварцами сформировались лишь на протяжении XX века, однако в 1930-х годах арчинцы и 13 этничностей андо-цезской языковой группы искусственно включены в состав аварцев в рамках проведения политики конструирования крупных этнических групп .

Антропологически арчинцы относятся к переходному (кавкасионско-каспийскому) типу, сочетающему черты балкано-кавказской и индо-афганской малых рас южных европеоидов.

История

Происхождение арчинцев остаётся до конца неясным. Впервые арчинцы упоминаются в исторической хронике Мухаммеда Рафи из Ширвана, относящейся к периоду не ранее конца XIII — не позднее XVI веков. По мнению проф. Е. М. Шиллинга, в прошлом арчинцы входили в состав аварского общества Дусрах (или Риссиб) и время от времени платили дань казикумухским ханам. Вхождение Дагестана в состав России в 1813 году усилило развитие товарно-денежных отношений, расширились торгово-экономические связи, возросло отходничество арчинцев. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона на 1886 год в Казикумухском округе проживало 802 арчинца. С 1899 года арчинцы входили в состав Гунибского округа Дагестанской области.

С 1921 года арчинцы в составе Дагестанской АССР. По переписи 1926 года в СССР проживало 863 арчинца. В последующих переписях населения СССР арчинцы не выделялись как этническая группа, а включались в состав аварцев. Согласно БСЭ арчинцы по переписи 1959 года назвали себя аварцами, хотя при этом сохраняли родной язык и некоторые этнографические особенности. По переписи 2002 года в России проживало 89 арчинцев, которые были включены как этническая группа в составе аварцев. Перепись 2010 года зафиксировала в стране всего 12 арчинцев.

Язык

Язык арчинский относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Это одноаульный, нелитературный и бесписьменный язык. Среди арчинцев распространены также аварский и лакский и русский языки. Письменность на основе русской графики. Услар приводит арчинскую легенду о происхождении их языка:

Бог создал народы и языки; языков было гораздо меньше, чем народов. Бог на несколько народов выдавал по одному языку, но все народы отказывались от языка самого трудного в свете, который и достался самому небольшому народу в свете: язык арчинский и народ арчинский.

Первые сведения об арчинском языке были опубликованы в «Лакской грамматике» П. Услара в одном из его писем к А. Шифнеру от 11 июня 1863 года, опубликованных в качестве приложения к книге.

Общие сведения

Этноним «арчинцы» происходит от лакского наименования селения Арчиб — Арчи. Среди своих соседей парадоксальность арчинцев заключается в том, что по языку их сближают с лезгинами, по этническому самосознанию — с аварцами, по культуре — с аварцами и лакцами.

Религия

Верующие арчинцы преимущественно исповедуют ислам, суннитского толка. Судя по наличии арабоязычных куфийских памятников, арчинцы приняли ислам не позднее X века. Ещё Услар, особо отмечал, что «арчинцы ревностные мусульмане».

Быт

Занятия и традиции

Е. М. Шиллинг писал о характере национальной культуры арчинцев:

Национальная культура арчинцев в целом даёт картину смешения поздних форм, значительной нивелировки и архаичных, ранних по происхождению местных реликтовых форм. Будучи связанной с вариантами соседних культур (особенно аварской) она не утратила ряда оригинальных черт, отложенных наличием не только особого языка, но и существованием, как мы видели, ряда определённых хозяйственных черт и бытовых признаков.

Исторические личности

♦ ар-Ручи, Мухаммад (ум. 1885/86) — южнодагестанский богослов, суфийский шайх похороненный в сел. Шотавар (сел. Шутовар, азерб. Şotavar) Кахского района уроженец сел. Арчиб Чародинского района указывается в суфийских сочинениях XIX в. как «Мухаммад ар-Ручи ал-Авари».

♦ Магомедхан Магомедханов (ум. 1864) — входил в совет ученых-’алимов имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871). Отец богослова Мухй ад-Дин ар-Ручи (ум. 1887).

♦ ар-Ручи, Мухаммад-хан б. Муса — богослов. Упоминается в числе прочих как один из наставников богослова ‘Али-хаджжи б. Йусуф-Хаджжи ал-Гумуки: «…А также [учились] у шайха, обладавшего огромным багажом знаний в области фикха и в остальных науках Мухаммад-хана б. Муса ал-Арчи».

♦ ар-Ручи, Мухй ад-Дин (ум. 1887) — учёный-суфий, автор трактата «Истинные и ложные последователи трактата» (1870). По преданиям, сохранившимся в семье, Мугеддин эмигрировал в Аравию вскоре после ареста в 1868 г.

♦ ар-Ручи, ал-Хаджжи Харда ибн Мухаммад-Факир (ум. ок. 1860) — богослов. Родился в сел. Хилих (ныне село в Чародинском районе Дагестана, входит в сельсовет «Арчибский») общества Арчи в семье «скрупулезного богослова» Мухаммад-Факира. Автор сочинения «Зэду-ль-магIад» («Эликсир от мук»). До нас дошла это рукопись, переписанная Хасаном сыном Мухаммада ар-Ручи. Известно, что у ал-Хаджжи Харда был сын — Мухаммад-Бакир.

♦ ар-Ручи, Мухаммад-’Амин (ум. 1714) — шайх, астроном, математик, один из выдающихся учёных средневекового Дагестана. Известный исследователь биографий средневековых дагестанских учёных М. А. Мусаев считает, что Мухаммад-’Амин и его ученик Дамадан ал-Мухи (ум. ок. 1718) создали «своего рода научную школу, которая занималась преимущественно естественными науками». У него учились некоторые известные учёные ХVII–ХVIII вв., в частности Дамадан ал-Мухи (из сел. Мегеб Андалалского союза сельских общин; ныне Гунибский район Дагестана). Этот факт подтверждается записью в колофоне сочинения по математике «Шарх ал-мулаххас» Кади-заде ар-Руми (ум. 1437), где Дамадан своей рукой написал: «мною переписано в мадраса моего учителя Мухаммад-’Амина в 1110 г. х.» (1698 г.). Али Каяев пишет, что обнаружил в библиотеке некоего Ахмад-дибира книгу «Шарх ал-ака’ид», переписанную известным учёным Дамаданом ал-Мухи во время учёбы в медресе Мухаммад-’Амина в селении Рисиб (ныне известно, как Дусрах и находится на территории Чародинского района, недалеко от сел. Арчиб) в месяце зу-л-када 1099 г. х. (1688 г.). На полях книги Дамадан пишет, что «родовое начало» его учителя Мухаммад-’Амина находится в «округе Къушан, в селении ХIудугъ». Община Кушан состояла из шести селений, расположенных ныне на востоке Агульского района (Южный Дагестан): Буршаг, Арсуг, Яркуг, Цирхе, Кураг и Худиг. В самом селении Худиг живут ныне около 100 семей, и оно расположено в центре долины Кушан-дере в составе Курагского сельсовета. Таким образом, предки Мухаммад-’Амина происходили из агульского селения Худиг (ХIудугъ) и, вероятно, в начале ХVI в. переселились в селение арчинцев Арчиб, где на правах переселенцев не имели высокого социального статуса, чем, возможно, и обусловлено его второе имя — Хазахилав (Казакилав). Он родился и прожил большую часть жизни в селении Арчиб (авар. Рочиб). Получив начальный курс знаний по исламу и арабскому языку, он, видимо, продолжил образование за пределами Дагестана. По данным исследователя локальной истории ислама К. Мухамадова, Мухаммад-’Амин знал наизусть Коран и 500 хадисов, а также основательно изучил «Сирру ар-Рабан» («Божественные сокровеннее»). Мухаммад-’Амин, согласно данным, собранным в 1960-х гг. известным этнографом Г.А. Сергеевой, «отличался познаниями в медицине, астрономии и математике, долго путешествовал по арабским странам. О Мухаммад-’Амине существует много легенд; рассказывают, что он будто умел гипнотизировать. По его плану в старой части сел. Арчиб была построена мечеть. Похоронен Мухаммад-’Амин в аварском селении Нукуш».

♦ ар-Ручи, Мамма-Дибир ибн ал-Хаджжи ‘Али ар-Рисури (1778–1878) — накшбандийский шайх из арчинского сел. Арчиб. Нисба шайха происходит от Руч — селение общества Рис‘ар, Рисур (Рис-Ор), в сер. XIX в. — селение и общество в составе Газикумухского округа. Мамма-Дибир знал семь языков: арчинский (родной), аварский, лакский, арабский, даргинский, падарский и азербайджанский. Кроме того, в совершенстве владел наукой целительства (тибб) искусно лечил с помощью трав и их настоев. Но после вступления в тарикат — оставил всё. Получил иджазу от шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки (ум. 1866), но при этом скрывал это от всех в течение четырёх лет. Автор касыды на арабском языке «МухIмиди лан авжи-ду абйати мин гIадами» («Достойных не найду стихов»). Мамма-Дибир ар-Ручи покинул этот мир в 1878 г. в возрасте ста лет. Похоронен он в сел. Арчиб Чародинского района Республики Дагестан.