Анамнестический метод
Анамнестический метод (др.-греч. anamnesis — «воспоминание») — один из видов ретроспективного наблюдения. Сведения о событиях собираются с помощью опросов людей. Объединенные сведения о человеке, которые были получены разными методами. Целью является организация эффективной работы.
История
Изначально психологический анамнез применялся в медицинской психологии. Уже тогда выделяли два метода сбора информации- объективный и субъективный, то есть получение сведений от окружающих больного и от самого больного. В настоящее время психологический анамнез ушел за рамки медицинской психологии. Сейчас нередко это понятие понимается как история индивидуального развития человека.
Задача и характеристика
Основной задачей является установление факторов, которые определили путь психологического развития, а значит важные обстоятельства жизни ребенка и степени их влияния на изменение психики.
В клинической психологии анамнестический метод нужен, чтобы корректно поставить диагноз и начать лечение, соответствующее проблеме больного. Хорошо проведенный анамнез дает информацию о причине возникновения болезни у пациента, психологи узнают особенности развития болезни, состояние больного, как эмоциональное, так и физическое и модель поведения данного заболевания.
Методы сборы психологического анамнеза
Подробный расспрос — важнейшая часть сбора данных. Этот метод позволяет получить данные о возникновении и развитии болезни. После расспроса у психологов есть возможность понять, какими психодиагностическими методами исследований можно воспользоваться при дальнейшем обследовании. Расспрос проводиться весьма деликатно, главная задача психолога- добиться расположения больного. После этого пациент будет более детально излагать свою историю и жалобы. Одним из главных правил является — не приводить в пример других больных, знакомых, случаи из практики, так как это может обидеть пациента, ведь для него его случай уникальный.
Психологи также пользуются биографическим методом (биографический метод) и клинико-психологическим методом (клинико-психологический метод) исследования
Схемы сбора психологического анамнеза
Выделяется три основных блока, по которым работают клинические психологи.
- Раннее детство. Важно знать, при каких обстоятельствах родился пациент, какое воспитание было дано в данном периоде, какие отношения складывались в семье.
- Дошкольный период. Какие у пациента первые воспоминания, были ли значимые события, которые оставили свой отпечаток, возможно родились братья и сестры.
- Младший школьный возраст. Рассматриваются отношения в семье, первые успехи и неудачи в школе, отношения в классе и с учителями, были ли конфликтные ситуации.
- Отрочество и юность. Какие взаимоотношения были у пациента с ровесниками, с представителями другого пола, как складывались отношения с родителями, что происходило в школе, какие планы стоил пациент, и какие идеалы он строил.
- Взрослый возраст. Рассматривается положение в обществе человека, его отношения с родственниками, социальные отношения, экономическое положение, половые и семейные отношения, присутствие кризисов, возможная потеря близких людей, насколько здоровый образ жизни ведет пациент и удовлетворенность своей жизнью.
Клинические психологи очень тщательно и внимательно подходят к данным трем блокам, конечно, не всегда требуется расспрос по всем периодами, это подбирается индивидуально к каждому случаю.