Филофей (патриарх Константинопольский)


Патриарх Филофей (греч. Πατριάρχης Φιλόθεος, в миру Фока Коккин, греч. Φωκάς Κόκκινος; около 1300, Салоники — 1379, Константинополь) — патриарх Константинопольский, занимавший престол дважды: ноябрь 1353—1354 и с 1364 по 1376. Автор многочисленных сочинений, в том числе житий, богословско-полемических произведений, диатаксисов, молитв и гимнов. Редактор литургии и Учительного Евангелия.

Филофей окончательно оформил современный исихазм, став официальным автором (возможно, составленного всё же с участием Паламы) подписанного, в том числе, легатом римского папы компромиссного Томоса 1351 года, в котором учитывались возражения митрополита Феогноста и Русской церкви и не столь категорически, как в сочинениях Паламы и паламитов, отрицалась точка зрения Фомы Аквинского о тождестве сущности и энергий Бога (отрицалось только утверждение Фомы Аквината об их полном тождестве), а также канонизировав Паламу в 1368 году и составив в его честь службу с намерением включить её в богослужебные книги в качестве литургии, совершаемой во второе воскресенье Великого поста. Ранее он осудил вариант антипаламизма в лице последователя Фомы Аквинского Прохора Кидониса, опубликовал несколько трактатов в защиту учения Паламы.

Согласно исследованиям Гелиана Прохорова, именно его гимны звучали перед Куликовской битвой, а затем, возможно, вдохновляли воинов Владимира Храброго и Дмитрия Донского и наводили ужас на их противников во время самого сражения. Их, можно думать, судя по летописным данным, пели и пятнадцать лет спустя, когда к Москве приближался Тамерлан и чудесным образом ушёл прочь. Переводы гимнов и молитв патриарха Филофея являлись для русских литературно-музыкальным дополнением живописи Феофана Грека, Андрея Рублёва, их учеников. Поэзия патриарха Филофея, вместе с родственной ей живописью Феофана Грека, легла, таким образом, в основание культуры допетровской Руси

Почитается в православии в лике святителей и преподобных

Биография

Родился в Фессалониках в бедной семье еврейского происхождения; подвизался на Синае и Афоне, где стал игуменом Великой Лавры и защитником и покровителем Григория Паламы; по окончании гражданской войны 1341—1347 был митрополитом Гераклеи Фракийской — вторым по чести епископом после патриарха. Составил «Слово» о завоевании своей митрополии генуэзцами в 1352 году.

По смещении с патриаршего престола Каллиста, отказавшегося короновать сына императора Иоанна Кантакузина Матфея, императором Иоанном VI Кантакузиным был поставлен Патриархом. В ноябре 1354 года, ввиду с отречения Иоанна VI, был вынужден оставить патриарший престол и удалиться на Афон. По смерти ученика удалившегося в Болгарию Григория Синаита Каллиста, поддерживавшего претензии болгарской церкви на Литву, вторично занял патриаршую кафедру. В период «исихастских споров» защищал учение Григория Паламы и его сторонников. В 1368 году явился инициатором прославления в лике святых Григория Паламы.

Патриарх жил в период, когда формально действовала Лионская уния между православными и римокатоликами, причём светская власть Византии признавала примат римского папы. Он не осудил поездку своего друга — императора Иоанна V Палеолога — в Рим, но фактически при нём появилась независимость Константинопольского патриархата от Рима и, следовательно, и от императора. Поскольку условия унии с Римом определены не были, он требовал от папы римского Урбана V сначала созыва Вселенского собора, а затем только попыток что-либо указывать славянам и православным на основе определённых собором прав папы. Вместе с Иоанном VI Кантакузином стремился сохранить единство Русской митрополии в юрисдикции проживающего в Москве митрополита «Киевского и всея Руси», что отражено в ряде его грамот на Русь и в постановлениях Патриаршего Синода. В 1354 году утвердил перенос кафедры митрополитов из Киева во Владимир-на-Клязьме и поставил Алексия Бяконта в митрополита Киевского и всея Руси с пребыванием в Москве.

В 1372 году патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию до сих пор сохраняемый в Лавре крест c мощами новопрославленных византийских святых и трёх литовских новомучеников, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю, и фактически признал его преподобным.

В 1375 года поставил болгарина Киприана в митрополита «Киевского, Русского и Литовского» с правом занять всероссийскую кафедру по смерти митрополита Алексия.

В 1376 году признал Печский патриархат.

При прогенуэзском перевороте Андроника IV в 1376 году, был свергнут вместе с императором Иоанном V Палеологом и умер в заточении.

Автор диатаксисов Божественной литургии и Всенощного бдения.

Труды Филофея можно разделись на догматические, опровержительные-полемические против Варлаама, Акиндина, Никифора Григоры, Прохора Кидониса, Димитрия Кидониса, Михаила Петриоти. Многие его работы — это описания жизни святых таких, как святитель Григорий Палама, Герман Марули, Исидор Вухерас, Савва Ватопедский, Никодим Новый, св. Анисий, св. вмч. Димитрий Мироточивый, святые апостолы, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Онуфрий Великий, св. Феврония, св. Фока, вмч. Феодор Тирон, св. апостол Фома и др. Его труды многожанровые — это беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву, истории, поэзия, молитвы и другие.

Русские источники не только XIV столетия, но также и позднейших эпох отводят патриарху Филофею необычайную, фактически легендарную роль в судьбах Московского государства. Согласно Преданию, Филофей возвещает величие русского православного царства, откуда разольется свет истинной веры по всему миру. Хотя эта идея долгое время хранилась под спудом, но она жила и в дальнейшем вдохновляла русский народ Московского государства, Речи Посполитой и Великой Валахии на борьбу за духовное и национальное освобождение. Филофей видел именно в Руси залог будущего освобождения всех православных земель от засилья иноверцев. В Сербии он почитается не только как святитель, но и как национальный герой. Его память совершается на 5-й неделе Великого поста, а также 11 (24) октября вместе с памятью святителей Фотия Великого, Григория Паламы, Марка Эфесского.