Агаев, Мирмехти Мирмовсум оглу


Мирмехти Мирмовсум оглу Агаев (1913, Баку—1942) — азербайджанский футболист, игравший на позиции левого крайнего нападающего в клубах «Темп», «Динамо», сборной Закавказья и сборной Азербайджана, двукратный обладатель кубка Азербайджана 1937 и 1938 годов.

Ранние годы

Мирмехти родился в Баку в 1913 году в семье Мирмовсума аги и Хейрансы ханум — выходцев из Ирана, позднее перебравшихся в Азербайджан. В возрасте 15 лет Мирмехти устроился на текстильный комбинат имени Г. З. Тагиева, где познакомился с заслуженным тренером Ширали Ширалиевым, который пригласил его выступать за футбольную команду от комбината. Позднее, во время одного из матчей, юного игрока увидел тренер футбольного клуба «Темп» и пригласил в состав команды.

По иранскому происхождению отец Мирмехти Мирмовсум не имел фамилии однако, будучи уважаемым человеком, окружение называло его «Ага». И когда пришло время оформлять Мирмехти в клуб к «ага» присоединили окончание –ев и, таким образом, Мирмехти получил фамилию Агаев, под которой он в дальнейшем играл на всех футбольных турнирах.

«Темп» и «Динамо»

Годом рождения «Темпа» считается 1936 год. Выступал клуб во всесоюзных соревнованиях вплоть до 1940 года. С 1937 года тренером клуба стал специалист из Москвы Владимир Блинков. С 1938 года «Темп» стал первой азербайджанской командой, получившей возможность побороться за кубок СССР. Среди 26 сильнейших команд СССР «Темп» с 20 очками занял 19 место. На этом чемпионате Мирмехти был первым азербайджанцем, поразившим ворота соперников.

Мирмехти с игроками команды «Темп» Футбольна команда «Темп» 26 августа 1938 г.

С целью лучшей подготовки команды в борьбе за кубок СССР был проведён турнир среди 4-х сильнейших клубов Баку: «Нефтяник», «Динамо», «Локомотив» и «Темп». «Темп» и «Динамо» встречались дважды, и в обоих матчах победу одерживал «Темп» со счётом 2:1 и 5:1. Во время второй встречи Мирмехти четырежды вынуждал соперников начинать матч с середины поля. В соревнованиях за кубок СССР в 1938 году «Темп» дошёл даже до четвертьфинала. Соперниками бакинцев в том матче были не кто-нибудь, а московские спартаковцы. Им «Темп» уступил со счётом — 0:1.

В 1940 году игрок команды «Динамо» Тбилиси и близкий друг Мирмехти Шота Шавгулидзе после долгих уговоров получил его согласие на переход в «Динамо» Тбилиси. Однако будучи женатым и отцом трехлетнего сына и годовалой дочери Мирмехти не выдержал разлуки с семьей и в1941 году вернулся в родной клуб «Темп».

1941 год. Баку. Стадион «Динамо». Первый матч сезона «Динамо» - «Нефтяник». На трибунах, как говорится, яблоку негде упасть. «…Первые 20 минут игры мяч находится попеременно у обоих ворот. Частые прорывы динамовцев Степанова и Агаева создают напряженные моменты. В середине первого тайма динамовец Андриясов открывает счет. Не проходит и минуты, как в сетку ворот «Нефтяника» влетает второй мяч, пробитый Агаевым. И, хотя вскоре в ворота Иконникова влетает ответный гол, до конца тайма Агаеву удается довести счет до 3:1. После перерыва Агаев головой забил четвертый гол. В оставшиеся минуты активнее играют нефтяники, им удается сократить преимущество соперника до минимума – 4:3. Однако, в конце игры Пацевич («Динамо») с пенальти делает счет 5:3».

Гибель

В 1941 году «Темп» готовился ко встрече с московским «Торпедо», однако, внезапно начавшаяся Великая Отечественная война изменила все планы. Чемпионат страны был приостановлен. Вся молодежь поднялась на защиту родины, в том числе игроки команды «Темп», среди которых был и Мирмехти. Несмотря на уговоры друзей, близких и родственников, а также своего дяди Мирбашира Касумова, который занимал пост заместителя председателя Президиума Верховного Совета СССР, Мирмехти отправился на фронт. После 80-дневной подготовки в Сальянской казарме, он был отправлен в Керчь в 105 пехотный полк. 1 сентября 1941 года, в день своего дня рождения, Мирмехти прислал родным письмо «… За меня не беспокойтесь, я жив - здоров. Мы защищаем вашу безопасность и покой. Прошу вас трудиться честно, самоотверженно… Очень скучаю…Но уверен – после выполнения боевой задачи встретимся вновь» Через 6 месяцев, 9 феврала 1942 года, Мирмовсум получил известия о гибели сына.

Деревня Ак-Монай, позднее переименованная в Каменское, была стерта с лица земли. Тело Мирмехти так и не было найдено..

Память

Продолжателем дела своего отца стал его сын Юрий, который помимо успешной карьеры игрока стал также футбольным судьей. С 1965 года до распада СССР в Баку ежегодно проводился футбольный турнир имени Мирмехти Агаева.

К празднованию юбилея азербайджанского футбола была составлена символическая сборная Азербайджана, куда вошли: вратарь С. Крамаренко; защитники А. Бабаев, Н. Наумцев, В. Семиглазов, Я. Бабаев; полузащитники Ю. Кузнецов, В. Гаджиев; нападающие К. Туаев, А. Банишевский, А. Мамаедов и Мирмехти Агаев.

Судья всесоюзной категории В. Зайонц вспоминал его таким: Мирмехти был не только наделен природой хорошими способностями форварда, он всегда проявлял исключительные трудолюбие и настойчивость. Не раз бывало, как после тренировок он подолгу оставался на поле и отрабатывал технику ударов. Его предельная простота, неподдельная скромность, доброжелательность к товарищам по команде создали ему непререкаемый авторитет. Когда началась война, он на второй день уже был в военкомате с настоятельной просьбой отправить его на фронт

Одна из многочисленных грамот Юрия за судейство на турнире имени Мирмехти Агаева

А. Амирджанов (игрок "Темпа", мастер спорта) вспоминает его таким: "Мне посчастливилось несколько лет играть рядом с Мирмехти. Для команды он был ценен тем, что мог с одинаковой пользой сыграть на любом месте, если этого требовали интересы дела. В моей памяти он остался классным футболистом и примерным семьянином. Он был весельчак, балагур и был любимцем команды". Ширали Ширалиев рассказывал, как вскоре после войны он встретился в Москве с заслуженным мастером спорта, игроком сборной СССР Сергеем Ильиным. И тот, узнав о смерти Мирмехти, павшего смертью храбрых в суровые февральские дни 1942-го в Крыму, долго не мог скрыть слез.