Рошфор, Николай Иванович де

23.02.2021

Граф Николай Иванович де Рошфор (Рошефор) (1846, Париж — 4 февраля 1905, Санкт-Петербург) — русский архитектор, инженер и теоретик архитектуры.

Биография

Родился в 1846 году в Париже, в 12 лет переехал с родителями в Россию (его мать была русская подданная). Получил домашнее образование и поступил на естественное отделение Московского университета.

Окончил Николаевское инженерное училище (1866) и Институт гражданских инженеров (экстерном).

Служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел (1866—1868, 1889—1897) и по Министерству путей сообщения (1868—1889). Занимался строительством вокзалов, железных дорог и стратегических шоссе. С 1867 года состоял действительным членом Московского архитектурного общества. В 1875—1876 годах построил вокзал в Самаре в стиле итальянского ренессанса. Разработал проект ещё одного вокзала на Самаро-Златоустовской железной дороге — оренбургского.

В 1878—1881 годах был главным редактором журнала «Зодчий». Написал несколько книг по теории архитектуры. В первой половине 1870-х по частям выходил труд «Строительная технология и архитектура гражданских зданий». Самая известная его работа — «Иллюстрированное урочное положение», справочник для архитектора. Его издание было закончено в 1906 году, уже после смерти автора. С тех пор «Иллюстрированное урочное положение» неоднократно переиздавалось.

В 1889 году получил пост архитектора Петергофской гранильной фабрики.

Самый известный проект графа Рошфора — Беловежский дворец, императорская охотничья резиденция, которая строилась в 1889—1894 годах. Среди прочего во дворце была устроена ванная комната с бассейном, которая в 1896 году была воспроизведена в Александровском дворце для Николая II. В 1895 году перестраивал Ксенинский дворец. Эти работы графа Рошфора считаются первыми образцами русского модерна.

Скончался 4 февраля 1905 года в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Личная жизнь

Увлекался филателией, состоял почетным членом Русского (Санкт-Петербургского) отделения Германского союза филателистов.

Семья

Дети:

  • Николай (1879, Санкт-Петербург — ?), сверхштатный чиновник особых поручений, после революции жил в Костроме, арестовывался в 1934 году.
  • Константин, архитектор, коллекционер и публицист.
  • Мария, поэтесса, участница националистического движения, председательница Совета Союза Русских женщин.

Избранная библиография

  • Главные размеры и формулы для постройки верхнего строения железных дорог: Памятная книжка для инженеров / Сост. инж.-архит. гр. Н. И. де-Рошефор. — Санкт-Петербург: тип. А. Траншеля, 1869. — [2], 42 с., 15 черт.
  • О топоре и его работе // Хозяйственный строитель. 1878, № 4. — С. 61.
  • Опись церковных памятников Калужской губернии // Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. — Т. III. — СПб., 1882. — С. 330.
  • Опись церковных памятников Калужской губернии / Н. И. де- Рошефор. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1882. — 51 с.
  • Иллюстрированное урочное положение / Н. И. де-Рошефор — М.: Книга по Требованию, 2013. — 714 с. — ISBN 978-5-458-52341-7 (репринтное издание)

Память

В 1995 году в Санкт-Петербурге была проведена международная благотворительная выставка «Архитекторы Николай и Константин де Рошфор. Новые материалы из архивов Парижа и Петербурга».

Постройки

  • Железнодорожный вокзал в Оренбурге (?).
  • Большая пальмовая оранжерея Ботанического сада (1893, 1896—1899) на Васильевском острове, (совместно с И. С. Китнером).
  • Викторная оранжерея Ботанического сада (1896—1899), (совместно с И. С. Китнером).
  • Химическая лаборатория Горного института (1900—1901), (совместно с А. И. Дитрихом). Стиль — эклектика.

Перестраивал:

  • Ксенинский дворец (1895)
  • Александровский дворец (1896)

Утраченные:

  • Железнодорожный вокзал станции Самара (1875—1876). Снесён в 1996 году.
  • Часовня Иверской иконы Божией Матери на Привокзальной площади (1878, Самара). Снесена в 1924 году.
  • Беловежский дворец (1889—1894), не сохранился.