Откровение Иоанна Богослова, 2


Откровение Иоанна Богослова, Глава 2 — вторая глава Книги Апокалипсиса (2:1–29). В ней Иоанн продолжает тему, намеченную в предыдущей главе, и озвучивает послания к 4 из 7 церквей Асии.

Структура

  • Обращение к Ефесской церкви (1-7)
  • Обращение к Смирнской церкви (8-11)
  • Обращение к Пергамской церкви (12-17)
  • Обращение к Фиатирской церкви (18-29)

Содержание

Глава содержит послания к 4 из 7 церквей:

  • Эфес — эта церковь известна лжеапостолами и николаитами (Отк. 2:7)
  • Смирна (ныне Измир) — эта церковь страдала от тех, кто называл себя иудеями, но таковыми не являвшимися (Отк. 2:9). Это "преследуемая церковь".
  • Пергам — церковь, находящаяся там, где престол Сатаны (Отк. 2:12)
  • Фиатира (близ Акхисара) — эта церковь страдала от Иезавели (Отк. 2:20)

Структура посланий ко всем 7 церквям построена по одному и тому же принципу:

Текст 2-й и 3-й глав в виде таблицы:
«... то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии»

Упомянуты

  • Семь церквей Апокалипсиса
  • Халколиван
  • Николаиты
  • Антипа
  • Валаам
  • Валак
  • Иезавель

Толкование

Существует версия, что под «престолом сатаны» в Пергаме подразумевается Пергамский алтарь. Мученик Антипа — по преданиям святой Антипа Пергамский.

Упомянуты еретики николаиты, однако неизвестно, в чем заключалась их ересь. Есть версия, что «николаиты и придерживающиеся учения Валаама — это одни и те же еретики. Это игра слов. Имя Николай — основателя ереси николаитов, — может быть образовано от двух греческих слов никан — побеждать и лаос — народ; а имя Валаам от двух древнееврейских слов, бэла — побеждать и хаам — народ. Таким образом, эти два имени обозначают одно и то же и их оба можно истолковать как порочный учитель, одержавший победу над народом и покоривший их ядовитой ереси».

Иконография

Вторая глава «Книги Апокалипсиса» редко иллюстрировалась в других жанрах, кроме западноевропейской средневековой миниатюры, хотя встречаются и зависимые от нее витражи. Традиционно это четыре однообразные миниатюры, на каждой из которых изображается Иоанн вместе с ангелом, дающим ему послание к какой либо Церкви, название города может быть подписано. Либо же эти четыре здания могут быть совмещены на одном листе. В позднеготическую эпоху, например, в рукописи Apocalypse flamande (BNF Néerl3), может возникнуть более сложная комбинация — в данном случае, на листе совместились все 4 церкви, а также появились образы, упомянутые в обличительной речи — блудница Иезавель и др. Однако менее подробные циклы иллюстраций этой и следующей главами обычно пренебрегали.

  • «Послание в Эфес», миниатюры из «Saint-Sever Beatus», XI век

  • «Послание в Смирну»

  • «Послание в Пергам»

  • «Послание в Тиатиру»

  • Иллюстрация ко 2-й главе, Apocalypse flamande, XV век